Алексей Захаров, генеральный директор ОАО «Гипротяжмаш»:

– Эффективность работы Федеральной пассажирской дирекции зависит от различных факторов, и существует множество технических, экономических и правовых направлений, которые в совокупности будут определять продвижение компании.

Учитывая характер деятельности нашего института – проектирование заводов транспортного машиностроения, – хотел бы рассмотреть возможность обеспечения дирекции современными пассажирскими вагонами.

В России и странах СНГ работает несколько предприятий, специализирующихся на изготовлении, модернизации и капитальном ремонте вагонов, но без всяких оговорок единственным предприятием, серийно выпускающим такую продукцию, является Тверской вагоностроительный завод.

В последние годы заметна тенденция в желании поставщиков повысить привлекательность вагонов за счет выпуска различных модификаций, увеличения срока эксплуатации и улучшения комфортности.

Однако если рассматривать конструкцию подвижного состава, то все это одно и то же, за последние десятилетия не поставлен на производство ни один принципиально новый вагон.

Типаж пассажирских вагонов мировых производителей значительно шире, а качество продукции выше, в чем недавно убедились специалисты нашего института, побывавшие в составе делегации ОАО «РЖД» в Финляндии, на заводе фирмы «Транстех», изготавливающем 2-этажные пассажирские вагоны, которые до сих пор не нашли применения в нашей стране.

Более того, когда в России говорят о поездах для будущего скоростного движения, взгляд устремляется на Запад, а в скором времени, возможно, будет устремлен и на Восток.

В перспективе это может привести к краху всего комплекса транспортного машиностроения, в настоящий момент уже стратегической отрасли промышленности.

Избежать этого можно за счет создания внутренней конкурентной среды, при организации новых предприятий по выпуску пассажирских вагонов (в ОАО «РЖД» рассматривается возможность организации вагоностроительного предприятия на базе заводов дирекции «Вагонреммаш»), тем более в стране сложилась ситуация, когда государство готово оказать поддержку транспортному машиностроению.

Поставка и использование Федеральной пассажирской дирекцией принципиально новых вагонов позволят привлечь к перевозке железнодорожным транспортом больший объем потенциальных пассажиров и получить экономическую выгоду.